1

Красавцы

НИС "Петр Лебедев"

НИС "Сергей Вавилов"

НИС "Петр Лебедев"

Научно-исследовательские суда
НИС "Сергей Вавилов" и НИС "Петр Лебедев"

Оснащение и научное оборудование судна

Оснащение НИС «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» соответствовало самым современным на этот период техническим требованиям и позволяло проводить широкий круг экспериментальных исследований по фундаментальным и прикладным задачам гидроакустики. Основные технические характеристики НИС «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев»приведены в таблице 1.

Для обеспечения возможности продолжительного движения судов на малых скоростях во время экспериментов на обоих судах были установлены устройства электромеханического привода гребных винтов от электродвигателей с числом оборотов от 24 до 60, что обеспечивало скорость движения судов в пределах' 1.5-5 узлов. При переходе на электродвижение гребной вал отсоединялся от главного двигателя с помощью пневматической разобщающей муфты и подключался к электродвигателю. Для обеспечения управляемости на малых скоростях и для удержания на месте во время дрейфа на судах были установлены подруливающие устройства, состоящие из электродвигателей с малыми гребными винтами, установленными в сквозных подводных каналах поперек судна в носовой его части.

В соответствии с концепцией экспериментальных исследований по составу оборудования НИС «Сергей Вавилов» предназначался для приема акустических сигналов, а НИС «Петр Лебедев» для их излучения. С этой точки зрения на НИС «Сергей Вавилов» размещалась в основном приемная и регистрирующая аппаратура, на НИС «Петр Лебедев» -излучающая. При этом на приемном судне очень серьезное внимание при проектировании было обращено на снижение уровня собственных шумов судна. Для этого на НИС «Сергей Вавилов» были реализованы так называемые режимы тишины, при которых последовательно отключались электромеханические устройства, создающие помехи приему. В режиме «абсолютной тишины» питание измерительных устройств осуществлялось от аккумуляторной батареи через специальный малошумный электромеханический преобразователь. Емкость аккумуляторной батареи обеспечивала возможность непрерывно без перезарядки проводить измерения в течение периода, превышающего три часа. При этом на судне отключались все не связанные с экспериментом потребители, в том числе кондиционеры и камбуз.

Высокоэффективным средством спуска и подъема тяжелых излучающих и приемных систем были установленные на обоих судах носовой и кормовой батипосты. В состав батипостов входили мощные лебедки грузоподъемностью 20 тонн, размещенные в трюме судов, оснащенные многожильными грузонесущими кабель-тросами, тросоукладчиками и токопереходами, позволявшими передавать сигналы при спуске и подъеме. На кабель-тросах через вертикальные шахты, проходящие через днище судов, на глубину до 500 метров опускались герметичные цилиндры - батисферы с электронной аппаратурой, датчиками глубины, крена и дифферента, сервомеханизмами поворота направленных антенн в вертикальной и горизонтальной плоскости. К батисферам крепились сменные излучающие и приемные антенны, подключаемые через герморазъемы. Помещения батипостов были оборудованы герметичными крышками, что позволяло проводить эксперименты при волнении моря до 5-х баллов.

На батипостах НИС «Сергей Вавилов» в последних рейсах размещались протяженные сменные вертикальные антенны «Мозаика». С помощью электронных компенсаторов обеспечивалась возможность формирования веера узких статических характеристик направленности в вертикальной плоскости, а так же динамических характеристик с системой автосопровождения лучей.

Носовой батипост НИС «Петр Лебедев» использовался для поочередного спуска набора мощных низкочастотных ненаправленных излучателей электродинамического, магнитоэлектрического и электромеханического типа инфразвукового диапазона частот типа «Васька» (100 Гц, вес - 4.5 тонны), «Мурка» (400 Гц, вес 1.6 тонны), БД-2 (16 - 100 Гц, вес 3 тонны). Кормовой батипост был оборудован поворотной вилкой, на которой крепились плоские зеркала звукового диапазона частот размером около 1.5 на 1.5 м. Вилка с антеннами имела возможность в соответствии с сигналом от сервопривода из лаборатории поворачиваться на 360° в горизонтальной плоскости и от -90° до +90° вертикальной плоскости. Внутри батисферы было расположено сильноточное реле «прием—передача», позволяющее использовать одни и те же антенны для излучения коротких импульсов и приема сигналов, отраженных от целей и сигналов морской реверберации.

Для спуска и подъема тяжелых экспериментальных установок на носовой и кормовой палубах судов были установлены грузовые стрелы с лебедками различной грузоподъемности. Батиметрические измерения гидрологических параметров морской толщи, взятие проб грунта, спуск забортных измерительных устройств различного назначения производились с помощью специальных лебедок различного типа.

Впоследствии, для повышения эффективности исследований по распространению звука за счет излучения сигналов при движении судна по трассе на БИС «Петр Лебедев» были установлены буксируемые излучатели, в том числе излучатель «Вертолет», с полосой сигнала от 800 Гц до 4.5 Кгц. Спуск буксируемого излучателя осуществлялся на кабель-тросе с помощью кормовой стрелы, затем излучатель передавался на кормовую лебедку ЛК-2. С этой же целью, в специальной выгородке с морской водой, размещенной в носовой части корпуса судна ниже ватерлинии, была установлена плоская излучающая антенна «Борт».

Питание излучающих антенн на НИС «Петр Лебедев» осуществлялось от целого набора генераторных устройств различного частотного диапазона и мощности. В число таких средств, помимо стандартных трансляционных усилителей ТУ-5 и ИГУ 15, входил специально разработанный заводом имени Коминтерна уникальный ламповый генератор «Киль», который обеспечивал формирование сигналов в полосе частот от 16 Гц до 25 Кгц и мощностью до 1 Мвт в импульсном режиме и до 150 кВт в непрерывном. Позже там же был установлен английский усилитель-генератор «Дерритрон» в комплекте с вибростендом, на основе которого был создан мощный низкочастотный излучатель БД-2, опускаемый через носовой батипост.

Важной составляющей оборудования НИС «Сергей Вавилов» были приемноусилительные тракты «Пчелка», «Дельфин», «Креветка», опускавшиеся с борта судна на глубину до 5 км на кабель-тросе с помощью палубных лебедок. Для того чтобы предупредить опасность запутывания кабель-тросов при многочасовом дрейфе судна и уменьшить влияние собственных шумов судна, при спуске к кабель-тросу крепились многочисленные плавучести (буйки), на которых приемные устройства отходили от корпуса судна за счет дрейфа.

На обоих судах были спроектированы и построены специализированные лаборатории по основным направлениям исследований, оборудованные соответствующим набором контрольноизмерительных, регистрирующих и анализирующих устройств и средств вычислительной техники. Была разработана система внутрилабораторных и межлабораторных соединительных кабельных линий, обеспечивающих удобную коммутацию измерительных и регистрирующих устройств.

Весьма важной задачей каждой экспедиции было регистрация огромного количества получаемых экспериментальных данных и их предварительная обработка непосредственно в рейсе. С этой целью оба судна были оснащены большим количеством контрольноизмерительной аппаратуры (магнитофонами, фото- и кинокамерами, анализаторами сигналов, самописцами и т.д.). На судах были установлены вычислительные машины Минск-32 и М-6000, снабженные средствами ввода аналоговой информации и устройствами представления получаемой информации (графопостроители и плоттеры), а также персональные ЭВМ..

Научно-исследовательские суда Акустического института в числе первых научных судов Академии наук были оборудованы спутниковыми навигационными системами «Магнавокс» и современными средствами связи.